Компания Pentax представила Pentax 17, свою первую пленочную камеру за более чем 20 лет. Это камера номер один в проекте Pentax Film Project, анонсированном в конце 2022 года с одной целью: разработать пленочные камеры для сегодняшнего поколения TikTok.
В последние годы пленочная фотография пережила возрождение, и Pentax, как ветеран аналоговой индустрии, имеет хорошие возможности предложить новичкам в области киносъемок что-то новое. Ключевое слово: Pentax 17: новая компактная пленочная камера полуформата, разработанная инженерами Pentax прошлого и настоящего.
Я был одним из немногих счастливчиков, которые получили Pentax 17 до его выпуска и смогли тщательно опробовать ретро-камеру. Это удивительно простая альтернатива лучшим беззеркальным камерам, которые я использую каждый день для фото- и видеосъемки.
Фактически, Pentax 17 — это первый раз за многие годы, когда я снимал на 35-миллиметровую пленку. Итак, каков был этот опыт, и стоило ли ждать 17?
Пленочный фотоаппарат на 2024 год?
Как серьезного фотографа, Pentax 17 меня поначалу не особо впечатлил. Он казался слишком легким, слишком пластичным, слишком игрушечным. А диск режимов съемки с настройкой «Боке» показался мне слишком простым для новичков.
Но мой первый и последний настоящий аналоговый опыт произошел в 1990-х и 2000-х годах со старомодными зеркальными камерами, сделанными из настоящих металлических деталей. Сейчас 2024 год, и появилась новая аудитория, интересующаяся кино, и чем больше я думал о «17», тем больше смысла имел его дизайн.
Он находится где-то между традиционными зеркальными камерами, такими как Pentax ME Super, и компактной пленочной камерой типа «мыльница», такой как Kodak H35 Ektar. Если вы в основном фотографируете на смартфон, Pentax 17 — разумный вход в мир кино.
Вы получаете компактную конструкцию, простое управление «наведи и снимай», а также крошечный фиксированный широкоугольный объектив с ракурсом, аналогичным основной камере вашего телефона. А Pentax 17 — это полуформатная пленочная камера, что снова имеет большой смысл в 2024 году.
В полуформатных камерах используется широко используемая 35-миллиметровая пленка, за исключением того, что на рулоне пленки получается в два раза больше кадров. Для полевых испытаний у меня была пачка цветных и черно-белых рулонов с 24 барабанами, где при половинном формате я получаю 48 кадров на рулон, но вы также можете получить рулоны с 36 барабанами (для 72 кадров половинного формата).
Снимки занимают половину места на пленке и имеют вдвое худшее качество при размере 17 x 24 мм с рамкой (по сравнению с 36 x 24 мм на стандартной 35-мм камере). Этот размер изображения послужил источником прекрасного названия «Pentax 17».
Ваши фотографии будут сделаны в портретном формате, если камеру держать в обычном положении, а чтобы сделать фотографии в альбомном формате, вы поворачиваете камеру на 90 градусов и держите ее вертикально.
С настоящей камерой, такой как 17, поначалу это нелогично, но, честно говоря, я почти всегда держал ее нормально и делал фотографии в портретном режиме с автоматическими настройками камеры. А если вы фотографируете только на смартфон, то делать фотографии в портретном формате – это совершенно нормально.
Pentax 17 в руках – цифровое средство
Когда вы будете готовы, Pentax 17 — это, по сути, компактная камера для быстрой съемки. Основной элемент управления, с которым я экспериментировал, — это расстояние фокусировки. В верхней части объектива имеется шкала объектов, варьирующаяся от гор (фокусировка на бесконечность) до портретов (около 1,7 м) и цветов (приблизительная фокусировка 0,25 м). В нижней части объектива имеется удобная шкала (подробности об объективе см. в галерее выше).
В остальном управлять камерой довольно просто: широкое поле зрения (25 мм) означает, что практически все, в каком направлении вы указываете камеру, оказывается на снимке. Если вы думаете о камере мобильного телефона, то все в порядке.
Оптический видоискатель дает вам удобные указатели, позволяющие убедиться, что объекты находятся в кадре: внешняя направляющая используется для фокусировки на расстоянии, а внутренняя направляющая обеспечивает линии кадрирования для объектов крупным планом.
Было очень приятно снова начать снимать фильмы. Загрузить 35-миллиметровую пленку очень легко, если вы сделали это несколько раз (просто не забудьте установить соответствующую настройку ISO на камере для пленки), а также получите тактильные ощущения от загрузки пленки и просмотра. Перемотка пленки вперед с помощью рукоятки пленки для следующего кадра, включая звуковую обратную связь, это непобедимо. Это то, чего вы не получите с более дешевыми современными альтернативами.
Полукадр — это хорошая золотая середина для современного кинорежиссера: вам не нужно уделять пристальное внимание каждому кадру, но вы также не можете просто снимать по своему желанию, как это можно сделать на телефоне с неограниченным облачным хранилищем.
Поскольку в моем распоряжении больше снимков, я чувствую себя лучше, снимая один и тот же портрет несколько раз, чтобы убедиться, что у меня правильная композиция, и увеличить свои шансы получить портрет без моргания. Однако съемка полукадровых кадров побуждает вас задуматься о кадре и поработать над освещением и композицией.
Дизайн Pentax 17 теперь мне тоже понравился. Батарейный отсек, в котором находится батарея LR2 (обязательно), также служит ручкой и обеспечивает надежный захват. И камера выглядит очень хорошо, даже если мне не нравится диск выбора режимов съемки, выглядящий новичком.
Что мне не понравилось в Pentax 17, так это качество сборки. Он кажется немного дешевым, и в первые несколько дней я поцарапал серебряную верхнюю пластину. Вы не можете просто выбросить эту камеру. Диск режимов съемки также слишком легко поворачивается — я часто обнаруживал, что камера настроена иначе, чем было установлено ранее.
А еще есть цена, которая мне кажется неоправданно высокой: 499 долларов США/499 фунтов стерлингов (австралийские цены будут объявлены позже) за пластиковую камеру, внутри которой мало что происходит, — это большие деньги по любым стандартам, и по сравнению с ( по общему признанию проще) конкуренты вроде Kodak H35 Ektar и Moment Long Weekend возмутительны.
Также необходимо учитывать текущие расходы на съемки. Проявка каждой пленки с 24 экспозициями вместе с цифровым сканированием обошлась мне в 16 фунтов стерлингов (около 20 долларов США / 30 австралийских долларов) в местной британской лаборатории, но вы можете присмотреться к ценам и сэкономить деньги, если не торопитесь.
Поначалу я немного скептически относился к Pentax 17, но в целом это хорошо реализованная концепция, которая открывает потенциально огромный рынок. Это действительно пленочная камера 2024 года, если вы можете себе это позволить.