Кадр из фильма «Цвет граната» (Фото: arthousetraffic.com)
К этой картине нужно подготовиться так же, как к походу в музей.
я был там вчера Гранатовый цвет Сергей Параджанов. Это шедевр, но дело не в этом.
Фильм смотреть не обязательно, потому что это не фильм, а произведение искусства, в котором каждый образ представляет собой законченный сюжет, свой смысл, музыкальный диалог.
Там ничего не понятно, как и в самой жизни. Мы всегда пытаемся втиснуть его в рамки разума, но оно вырывается наружу и набухает, как пена. И Параджанов это просто показывает.
Что меня поразило в фильме, так это детское любопытство. Параджанов погружается в историю как этнограф, но вместо того, чтобы формализовать ее, он прикасается к ней посредством воображения. Какими были мои предки? Как они красили эту шерсть? Как они пробили этот каменный фасад церкви, чтобы оставить нам на нем орнамент? Был ли у них на этом холме воздух? Это были какие-то живые люди. Как вы справлялись со стихийными бедствиями? Как вы сушили книги после дождя? Он сомневается во всем. И благодаря этому история оживает в его руках. Но опять-таки не как фильм, не как отдельная история с глубоким смыслом и выводом, а скорее как ода жизни и ее странным проявлениям, которые история часто отсекает, как плотник отсекает ветки и неровности.
То, что неясно, раскрывается как истина на следующем изображении.
И тогда Параджанов создает каркас, в котором достаточно всего, что не движется, а лишь позволяет проявиться действию, композиционно он выстраивает его стихийно, интуитивно.
В жизни много странных вещей. Мы об этом забываем. И вот вертится ребенок с лавашом на плечах вместо шарфов, а вот другие мужчины с откровенной сексуальностью моют ей ноги, прежде чем заставить топтать виноград. В целом персонажи исключительно красивые, андрогинные, худые и с длинными чертами лица, которые просто заставляют влюбиться в их сущность.
То, что непонятно, странно, бог знает что, раскрывается как истина в следующей картине.
Здесь, конечно, есть сюжет о жизни поэта, но и о каждом из нас, где есть страдания и ожидание. А об армянской традиции, но просто чтобы показать, что иначе и быть не может. Все естественно, все логично, и стадо баранов на похоронах и золотые картонные ангельские крылья. Всё было и всё будет.
К этой картине нужно подготовиться, как к походу в музей: прочитать, подумать, одеться! И будьте готовы отправиться в путешествие к необыкновенным цветам и композициям, а затем перенести их в реальную жизнь и отпраздновать их сексуальную и жизненную энергию, почувствовать себя живыми и удивиться, когда все вокруг кажется таким ясным.
Текст публикуется с разрешения автора
Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу посмотри на НВ
Больше блогов Здесь